Современное науковедение рассматривает науку в нескольких аспектах:
наука – определенная историческая форма познания:
наука - это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний;
наука - это непосредственная производительная сила общества;
наука - это система профессиональной подготовки и воспроизводства кадров.
В зависимости от того, какой аспект принимается во внимание, получаем разные точки отсчёта начала развития науки. Принято считать, что наука как форма познания складывалась в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э., как результат длительного развития познавательной деятельности в эпоху первых цивилизаций Древнего Востока.
Первые цивилизации Древнего Востока начали складываться в Двуречье и в долине Нила в IV тыс. до н.э. Экономической основой этих цивилизаций являлось ирригационное земледелие, которое хотя и требовало колоссальных трудовых затрат, кооперации и особой организации работ, но зато позволяло собирать даже не один, а несколько богатых урожаев в год. Получение значительного избыточного продукта стало экономической предпосылкой быстрого развития социальных отношений, классообразования, общественного разделения труда, возникновения специализированных ремесел (гончарного, ткацкого, кораблестроительного, металлургического, камнерезного и др.); обособления собственности, генезиса соседско-территориальных общин, образования господствующего класса, государственного аппарата, храмового персонала.
На таком экономическом базисе сложилась и соответствующая социально-классовая структура, представленная тремя основными классами. Высший класс - это класс людей, которые непосредственно не занимались производительным трудом, но либо сами владели средствами производства, либо распоряжались государственной и храмовой собственностью от имени царя или касты жрецов. Благодаря деятельности части представителей этого класса складывается особая система духовного производства, независимая от материального производства. Именно в этой системе духовного производства зарождается научная деятельность.
Второй, средний класс - это класс свободных крестьян-общинников и городских (или сельских) ремесленников, непосредственно владевших средствами производства и занятых производительным трудом.
И, наконец, третий, низший класс - зависимые, не обладавшие собственностью работники, которые подвергались внеэкономической эксплуатации. В качестве таких работников выступали лишившиеся собственности и попавшие в зависимость крестьяне, а также рабы.
Вместе с тем особенностью древневосточных цивилизаций является наличие еще значительных следов мифологического сознания, для которого характерна образность, слабое развитие абстрактных понятий, категорий, слабое различение закономерного и необходимого, причинно-следственных связей, доминирование ассоциативного мышления по аналогии, ориентация на традиционность, а не на новации, антропоморфизм. Очень медленно шел в сознании процесс различия природного и человеческого, преодоления слитности человека с природой.
Здесь еще мир вещей не отрывался от мира людей, вещи наделялись качествами людей, а человек - качествами вещей, которые ему принадлежат.
Прочие статьи:
Синтез полипептидов, кодируемых клонированными сегментами эукариотической
ДНК
В предыдущих разделах мы уже не раз останавливались на синтезе in vitro и in vivo полипептидов, кодируемых вставками в рекомбинантных векторах. Скрининг по фенотипу зависит от экспрессии интересующего нас гена в клетках хозяина. Отбор нуж ...
Компьютерный анализ нуклеотидных последовательностей ДНК
Простота разделения сегментов ДНК путем клонирования и их последующий анализ позволили определить нуклеотидную последовательность многих ДНК. Но хотя стремление биологов к получению точных в химическом отношении данных продолжало стимулир ...
Очертания
Голова умеренной величины, широкая, сверху слегка уплощенная, снабжена мощными жевательными мышцами, обеспечивающими крайне сильный прикус. Лобно-носовая подушка низкая, клюв не выражен. Все плавники сильно увеличены, в особенности спинно ...