Бинокулярное зрение, развитие пространственного зрения у детей
Страница 1

Зрительный анализатор » Бинокулярное зрение, развитие пространственного зрения у детей

Пространственное зрение

Бинокулярное зрение. Человек значительную часть полей зрения обоих глаз видит одновременно и правым и левым глазом, что значительно улучшает зрительную оценку расстояний и позволяет видеть объемную форму предметов.

При бинокулярном зрении оба глаза должны быть всегда точно установлены на один и тот же пункт поля зрения, чтобы изображение каждой части видимого предмета занимало в обеих сетчатках совершенно одинаковое положение, иными словами, чтобы попадало на их идентичные, т. е. тождественные, точки) Клетки зрительной области коры больших полушарий, к которым; приходят импульсы от идентичных точек обеих, сетчаток, тесно связаны между собой. Их одновременное возбуждение позволяет четко видеть предмет. Стоит слегка надавить сбоку глазное яблоко и тем самым несколько сместить его, как изображение раздваивается, становится неясным. Это происходит потому, что изображение попадает на неидентичные точки обеих сетчаток.

Установка глаза на ту или иную точку поля зрения обеспечивается шестью мышцами, которые одним концом прикрепляются к глазнице, а другим — к определенным участкам поверхности глазного яблока. Оно вращается в различном направлении в зависимости от того, какие из этих мышц сокращаются.

У новорожденного движения обоих глаз часто бывают недостаточно согласованны. Иногда движение одного глаза отстает от движения другого, и ребенок косит глазами; мало того, один глаз может даже остаться неподвижным. Наблюдая за ребенком, можно обнаружить, что его как бы безучастный взгляд по временам оживляется. Это происходит в тот момент, когда оба глаза согласованно фиксируют какой-то предмет и ребенок ясно его видит. Если предмет медленно передвигается, ребенок пытается следить за ним глазами, а при неудаче начинает вращать глаза во все стороны проявляя беспокойство, которое проходит, как только взор снова упадет на предмет. Через несколько дней после рождения-движения обоих глаз становятся хорошо согласованными. Однако во время сна согласованность еще долгое время может нарушаться.

Косоглазие. Нарушения согласованного движения глазных яблок, а также дефекты оптической системы одного или двух глаз могут привести к устойчивому косоглазию. Сначала оно бывает заметным только при утомлении или сосредоточенном рассматривании какого-либо предмета, а в дальнейшем усиливается и становится постоянным. Острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем.

У детей косоглазие чаще всего появляется на 2—3-м году жизни, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга. Очень важно своевременно выявить косоглазие и показать ребенка врачу, так как оно хорошо излечимо лишь в начальных стадиях. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестает функционировать и атрофируется. При косоглазии назначают очки, даже если ребенку 1—2 года. Выписанные очки дети должны носить постоянно, снимая их только при умывании и отходе ко сну.

Развитие пространственного зрения. Известны случаи, когда взрослый человек, родившийся слепым, после операции становится зрячим. Такому человеку, хотя и не сразу, но довольно быстро удается фиксировать взором предметы. Гораздо труднее ему ориентироваться в пространстве: он не может определить зрением ни величину или форму предмета, ни его положение в пространстве —вверху или внизу, справа или слева, близко или далеко. Лишь сопоставляя зрительные ощущения с хорошо знакомыми осязательными и двигательными, он постепенно научается пользоваться зрением.

У ребенка уже в первые месяцы жизни одновременная информация, получаемая с рецепторов различных анализаторов — зрительного, кожного, двигательного, слухового, становится источником образования в коре больших полушарий многочисленных условных связей, позволяющих ориентироваться в пространстве. Двигая ручками, ребенок сначала случайно прикасается к. висящей перед ним игрушке. В этот момент в кору больших полушарий поступает сигнализация с мышц руки о ее положении в пространстве, с мышц шеи о положении головы, с мышц глазного яблока о направлении зрительной оси, с рецепторов сетчатки о видимой игрушке, с кожных рецепторов о прикосновении к предмету. После неоднократного повторения такой информации в коре больших полушарий образуются соответствующие условные связи, в результате которых ребенок может произвести движение руки, необходимое для того, чтобы прикоснуться к игрушке. Другая игрушка, висящая рядом с первой, станет источником несколько измененной информации о положении руки, зрительной оси, а потому измененным окажется и движение руки, необходимое для прикосновения к игрушке.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Витамины молока
Витамины молока могут быть двоякого происхождения. Одни попадают в организм животного вместе с кормом, другие синтезируются в ЖКТ. I группа – группа жирорастворимых витаминов: А (ретинол) и провитамин А (каротин) содержится в зеленом ко ...

Концентрирование уксусной кислоты
В столовом уксусе содержится 5—9% кислоты (в СССР) или 4% (США), получаемой из 10—13%-го уксуса. Уксус с концентрацией 20—30% кислоты получают путем вымораживания исходного раствора. Лед, который образуется в этом процессе, отбрасывается. ...

Особенности условных рефлексов
1.Условные рефлексы отсутствуют у новорожденных. Если безусловные рефлексы - это врожденная нервная деятельность, это фонд, приобретенный в процессе эволюции вида, то условные рефлексы приобретаются каждым индивидуумом для себя. Первое у ...

Разделы