С незапамятных времен происхождение жизни было загадкой для человечества. С момента своего появления благодаря труду человек начинает выделяться среди остальных живых существ. Но способность задать себе вопрос «откуда мы?» человек получает сравнительно недавно-7-8 тыс. лет назад, в начале нового каменного века (неолита). Весьма примечательно, что именно в начале неолита люди выходят из пещер и начинают строить постоянные жилища на открытых местах. Перед взором человека раскрывается мир, который до того был ему известен лишь частично по охотничьим вылазкам. Картина окружающего мира непрерывно обогащается, так как человеческий разум открывает все новые горизонты. До этого времени человек с трудом отделял себя от других животных (человек был и охотником, и своеобразной дичью), но постепенно он стал отграничивать себя от природы и своим внутренним духовным миром.
« Вопрос о происхождение жизни на Земле принадлежит к числу наиболее сложных вопросов науки. Вокруг этого вопроса на протяжение многих веков развертывалась борьба религии и науки, идеализма и материализма. Идеалисты утверждают, что возникновение жизни на Земле нельзя объяснить материальными причинами. По их представлениям, в основе жизни лежат не материальные процессы, а не доступное разуму человека сверхъестественное высшее духовное начало - « божественный разум », « мировой дух », «высшие силы » и т.д.
Диалектический материализм утверждает, что возникновение жизни представляет собой результата длительного процесса развития материи. Возникшие таким образом организмы в дальнейшем развивались, и древнейшие из них совершенно не сходны с современными. О возникновении жизни на Земле было высказано много гипотез, которые можно объединить в три группы.
Гипотезы, относящиеся к первой группе, утверждают, что жизнь на Земле была всегда. Она не когда не появлялась. Жизнь вечна, как вечна материя. Гипотеза потерпела поражение во второй половине XIX века. Эта гипотеза сливалась с церковным представлением о вечности божественного начала и основывалась на идеалистическом образе мышления. Жизнь на Земле могла возникнуть только на определённой стадии геологического развития планеты. Она могла возникнуть только из мёртвой материи на одном из её этапов эволюции. [1]
Одна из гипотез второй группы, утверждающих, что жизнь занесена на Землю извне, с поверхности других небесных тел, была детально разработана физиком С. Аррениусом и поддержана другими учёными. Сторонники этих взглядов, известных под названием «панспермии», утверждали, что зародыши жизни переносятся с других небесных тел при помощи светового давления. Попав таким путём на новую планету, они при благоприятных условиях могут оживать и развиваться. Эта гипотеза объясняет лишь механизм перенесения жизни и совершенно не затрагивает проблемы её зарождения вообще и на Земле в частности. В конечном итоге она приводит к непознаваемости объективной реально существующей природы и имеет надуманный характер. Она вовсе не учитывает губительного действия космических и ультрафиолетовых лучей и других факторов, исключающих возможность длительного странствования мировых зародышей в космическом пространстве.
Гипотезы третьей группы утверждают, что жизнь на Земле возникла на самой Земле. Среди этой группы гипотез можно выделить существовавшие в древние и средние века представления о самопроизвольном зарождении организмов из почвы, воды и гниющих отбросов. Такой взгляд был высказан Аристотелем, который, например, утверждал, что черви, моллюски, насекомые и некоторые растения возникли из морского ила, гниющей почвы или зарождались из росы. Процесс самозарождения происходил под влиянием высшей божественной силы или под действием «сил души».
Прочие статьи:
Мышление с точки зрения философии
По первоначальному замыслу далее должны были рассматриваться результаты изучения мышления, полученные философами. Но возникла некоторая трудность. Парадоксально, но практически все философские школы, возникшие за последние две тысячи лет, ...
Вопрос 1
В XVIII и особенно в XIX веках наука сочла, что она открыла все законы Вселенной, материи и природы, сделав тем самым несостоятельным все, чему до сих пор учила Церковь. Интервью французского историка и философа Марселя Гоше.
В начале XV ...
Стайное поведение.
В группах второго типа иерархия и доминирование обычно отсутствуют. Животные держатся вместе в силу инстинкта стайности. Если иерархические группы можно наблюдать почти у всех классов позвоночных, то стаи без доминирования в основном име ...