Как определить, видит ли грудной ребенок? Для этого надо проверить, реагирует ли его зрачок на направленный на него яркий свет электрического фонарика. В возрасте одного месяца ребенок обычно следит за движущимися на расстоянии 20—40 см от его глаз предметами. К трем-четырем месяцам он уже видит более отдаленные от него предметы, а в четыре-шесть месяцев младенец зрительно реагирует на знакомые ему лица. Если малыш не видит того, что видят другие дети его возраста, родители должны показать его детскому офтальмологу.
Когда проверяют отдельно зрение каждого глаза, другой глаз должен быть прикрыт.
Неодинаковая реакция на выключение правого и левого глаза означает разницу в их остроте зрения.
Важным, но не единственным условием хорошего зрения является необходимость того, чтобы идущие от предметов лучи соединились точно на сетчатке. Это возможно при соответствии длины глаза и силы его оптики — рефракции. Соразмерность длины и оптики глаза называется эмметропией, несоразмерность — аметропией.
Если глаз маленького размера или оптика слаба, параллельные лучи сойдутся лишь позади сетчатки, а изображение на ней будет размытым. Чем ближе к такому глазу наблюдаемый им объект, тем лучи от него сойдутся дальше от сетчатки и тем хуже видит человек со слабой рефракцией. Так как он лучше видит дальние предметы, чем близкие, его называют дальнозорким.
У некоторых длина глаза слишком велика или сила его преломляющей оптики слишком сильна, поэтому параллельные лучи от далеких предметов сойдутся в глазу, не успев достигнуть сетчатки. На сетчатке могут собраться только расходящиеся лучи от близко расположенных объектов. Поэтому такая рефракция называется близорукостью — миопией. Компенсировать зрение при близорукости, разводить лучи и делать рефракцию слабее могут поставленные перед глазом «минусовые» стекла. При дальнозоркости на сетчатке могли бы соединиться лучи, имеющие сходящееся направление еще до попадания в глаз. Но в природе таких лучей нет.
Собирающиеся лучи могут быть созданы искусственно — приставлением к глазу выпуклого «плюсового» стекла. На рисунке показано изменение хода лучей при нахождении стекол перед глазами с разными видами несоразмерной рефракции. Глаз в некоторой степени сам может изменять свою преломляющую силу при рассматривании предметов, находящихся на разном расстоянии. Это возможно благодаря тому, что меняется кривизна, а следовательно, и преломляющая сила хрусталика.
Такое приспособление (фокусировка) глаза к видению на разном расстоянии называется аккомодацией.
Если ребенок плохо видит далеко лежащие предметы, а при приставлении перед глазом минусовых стекол зрение его улучшается, он, вероятно, близорукий. Дальнозоркий же ребенок, благодаря напряжению своей аккомодации, со зрением вдаль справляется чаще. А вот долго рассматривая близкие предметы, он может быстро уставать, так как его аккомодации не хватает для сведения на сетчатке очень расходящихся лучей. Если при взгляде ребенка вдаль приставление к глазу выпуклого стекла не ухудшает его зрение, не создает этим искусственно близорукость, то вероятно, ребенок дальнозоркий. Помимо таких простых, но субъективных методов, зависящих от ответов исследуемого, существуют и объективные способы определения рефракции, которые может применить только врач.
Правильно определить рефракцию и ответить на вопрос о том, нужны ли ребенку очки, может лишь врач-офтальмолог.
Прочие статьи:
Применение теории регулярных растворов к поверхностному
натяжению и адсорбции
На основании теории регулярных растворов можно получить соотношение между поверхностным натяжением и адсорбцией второго компонента. Теорию регулярных растворов удобно использовать из-за ее простоты. Конечно, для анализа растворов полимеро ...
Обработка экспериментальных данных
Плазмида с измененным ori была подвергнута наращиванию в Е. coli препаративных количествах. Для доказательства идентичности полученных плазмид с исходной был проведен рестрикционный анализ. В лунки 0.8% агарозного геля были внесены следую ...
Продукты рекомбинации: характеристика и манипулирование
После отбора клонированных рекомбинантных молекул нужно охарактеризовать содержащуюся в них вставку. Для этого необходимо ответить на несколько вопросов. Прежде всего - действительно ли рекомбинантная молекула содержит нужный сегмент ДНК? ...