Занимаясь морфологией и развитием нервной системы, не следует забывать ее главной роли - генерации и координации многих функций организма. У большинства развивающихся систем форма и функция тесно связаны друг с другом. Это особенно справедливо в отношении нервной системы, поскольку для осуществления координационной функции необходимо одновременное завершение формирования нервных путей и иннервируемых ими областей. В ранних работах в основном исследовали двигательные рефлекторные реакции зародышей и плодов. В более современных работах анализ поведенческих реакций сопровождается морфо-физиологическим изучением соответствующих отделов нервной системы. Движения зародыша отражают степень развития его нейромышечной системы. Вплоть до 6-недельного возраста движения зародыша исчерпываются лишь пассивным смещением в амниотической жидкости. В конце второго месяца наблюдаются первые спонтанные движения зародыша, проявляющиеся просто в подергиваниях из стороны в сторону, что указывает на функциональное созревание мускулатуры стенок тела. На самом деле зародыш способен реагировать неделей раньше слабым изгибанием шейной области в ответ на прикосновения тонкой щетинкой к губам или носу.
Такая реакция свидетельствует о том, что произошло замыкание первых функциональных рефлекторных дуг. В последующие дни способность к движениям и простым рефлекторным реакциям в соответствии с краниокаудальным градиентом развития распространяется в каудальном направлении. В начале третьего месяца развития могут быть вызваны рефлекторные движения рук, а неделей позже – рефлекторные движения ног. Одновременно с началом функционирования конечностей происходит быстрое развитие мускулатуры лицевой области у 10-11 недельных зародышей можно наблюдать глотательные движения и первые ритмические движения грудной области, напоминающие дыхательные. Создается впечатление, что плод, как бы готовясь к постнатальному существованию, развивает прежде всего глотательные, дыхательные и хватательные движения. К концу третьего месяца беременности почти вся поверхность кожи зародыша чувствительна к прикосновению, и хотя его движения еще очень слабы, но зародыш весьма активен в это время. Однако, мать, как правило, не воспринимает эти движения, поскольку зародыш еще настолько мал, что может полностью уместиться на ладони. Двигательные реакции плода до 12-й недели развития нерегулярны и неадекватны силе раздражающих стимулов. Но вскоре спонтанные. И неадекватные реакции исчезают, замещаясь более направленными рефлекторными реакциями. К концу 4-го месяца беременности мать уже нередко чувствует движения плода, которые становятся сильнее и даже возможны слабые дыхательные движения. Плод вскоре начинает перемежать· периоды покоя с периодами активности. Живые пятимесячные плоды-выкидыши способны самостоятельно дышать в течение короткого периода времени. В оставшийся период беременности происходит упрочение уже заложенных простых и сложных рефлекторных актов, а также быстро развиваются в определенной последовательности органы чувств. Обычно наблюдается такая последовательность: после раннего появления общей кожной чувствительности возникает вкусовая и вестибулярная функция, а затем функции слуха и зрения. Становление функций нервной системы продолжается в течение нескольких лет постнатальной жизни, и последовательность функциональных изменений часто отражает последовательность процесса миелинизации нервов, обеспечивающих определенные функции.
Прочие статьи:
На какие особенности строения пластинчатой и грубоволокнистой
костной ткани указывают их названия? Охарактеризуйте строение и функции остеона
как структурной и функциональной единицы пластинчатой ко
Костная ткань представляет собой одну из разновидностей тканей внутренней среды организма. Она состоит из клеток и межклеточного вещества, в котором содержится большая часть неорганических соединений. Основная масса неорганических соедине ...
Кто же первый? Из истории медицины. Кто открыл пенициллин?
Что за странный вопрос? Школьник знает, что пенициллин был открыт английским врачом Александром Флемингом, удостоенным за это открытие, которое спасло и продолжает спасать многие тысячи и тысячи человеческих жизней, почетной Нобелевской п ...
Опосредованное обучение в семейных группах.
Это интереснейшее явление — обучение молодых животных их родителями — наиболее сильно развито у птиц и млекопитающих. На него обратил серьезное внимание Д. В. Радаков, назвав его термином «сигнальная наследственность». Это явление широко ...